Блог им. SadaaShiwa → Йога-сутра Патанджали Вьяса Бхашья 1:2-4
yogasgcitta vrttinirodhah ||2||
Перевод:
Йога есть прекращение деятельности сознания.
Комментарий Вьясадева:
Поскольку в сутре опущено слово «всякой», йога сознания также называется йогой.
Сознание ввиду своей предрасположенности к ясности, активности или инерционности — трехмодальное.
Саттва как модальность сознания, которая по своей природе есть ясность, будучи смешана с двумя другими модальностями, раджасом и тамасом, привязывается к господству и чувственным объектам.
Она же, смешанная с тамасом, стремится к неправедности, незнанию, неотрешенности и утрате силы.
Она же самая, сияющая в своей всецелой полноте, когда сброшена пелена невежества и когда к ней примешан лишь раджас, стремится к праведности, знанию, отрешенности и силе.
И она же, эта саттва сознания, когда исчезла малейшая загрязненность ее раджасом, пребывает в собственной форме, то есть в самой себе, будучи лишь знанием различия между саттвой и Пурушей как энергией сознания, тяготеет к дхьяне — созерцанию, называемому «Облако дхармы». Такое состояние сознания созерцатели полагают Высшим различением.
Энергия сознания не трансформируется и не поглощается объектами, объекты сами показывают себя ей; она чиста и беспредельна.
Различающее постижение есть по своей сути саттва как модальность сознания и, следовательно, противоположно ей, этой энергии сознания Потому сознание, безразличное к нему, освобождается также и от этого постижения. В таком состоянии сознание сопровождается лишь санскарами, то есть бессознательными формирующими факторами Это и есть сосредоточение, «лишенное семян». В нем ничего не познается, оттого оно бессознательно.
Таким образом, эта йога, определенная как прекращение деятельности сознания, двух видов.
Раз у сознания в таком состоянии нет объекта, какова же собственная природа Пуруши, «Зрителя», сущность которого — постижение буддхи, то есть ментального опыта?
tada drastub svarupe 'vasthanam ||3||
Перевод:
Тогда Зритель пребывает в собственной форме.
Комментарий:
В этом случае энергия сознания, или Пуруша, пребывает в своей собственной форме как в состоянии абсолютной обособленности. Однако при актуализированном сознании она не представляется таковой, хотя в действительности это так.
— Почему же тогда это происходит?
— В силу того, что объекты показывают себя Зрителю
vrttisarupyamitaratra ||4||
Перевод:
В других случаях — сходство с деятельностью сознания.
Комментарий:
Пуруше в актуализированном состоянии свойственна деятельность, которая не отличается от деятельности сознания. Так, в сутре сказано: «Существует лишь одно проявление для обоих, и это проявление есть знание».
Сознание — словно магнит, действующий одним лишь фактом своей близости; благодаря свойству быть наблюдаемым оно становится собственностью Пуруши, своего господина. Поэтому безначальная связь Пуруши с сознанием и есть причина постижения им содержаний деятельности сознания.
Тем не менее эта деятельность сознания, будучи многообразной, должна быть прекращена.
Перевод:
Йога есть прекращение деятельности сознания.
Комментарий Вьясадева:
Поскольку в сутре опущено слово «всякой», йога сознания также называется йогой.
Сознание ввиду своей предрасположенности к ясности, активности или инерционности — трехмодальное.
Саттва как модальность сознания, которая по своей природе есть ясность, будучи смешана с двумя другими модальностями, раджасом и тамасом, привязывается к господству и чувственным объектам.
Она же, смешанная с тамасом, стремится к неправедности, незнанию, неотрешенности и утрате силы.
Она же самая, сияющая в своей всецелой полноте, когда сброшена пелена невежества и когда к ней примешан лишь раджас, стремится к праведности, знанию, отрешенности и силе.
И она же, эта саттва сознания, когда исчезла малейшая загрязненность ее раджасом, пребывает в собственной форме, то есть в самой себе, будучи лишь знанием различия между саттвой и Пурушей как энергией сознания, тяготеет к дхьяне — созерцанию, называемому «Облако дхармы». Такое состояние сознания созерцатели полагают Высшим различением.
Энергия сознания не трансформируется и не поглощается объектами, объекты сами показывают себя ей; она чиста и беспредельна.
Различающее постижение есть по своей сути саттва как модальность сознания и, следовательно, противоположно ей, этой энергии сознания Потому сознание, безразличное к нему, освобождается также и от этого постижения. В таком состоянии сознание сопровождается лишь санскарами, то есть бессознательными формирующими факторами Это и есть сосредоточение, «лишенное семян». В нем ничего не познается, оттого оно бессознательно.
Таким образом, эта йога, определенная как прекращение деятельности сознания, двух видов.
Раз у сознания в таком состоянии нет объекта, какова же собственная природа Пуруши, «Зрителя», сущность которого — постижение буддхи, то есть ментального опыта?
tada drastub svarupe 'vasthanam ||3||
Перевод:
Тогда Зритель пребывает в собственной форме.
Комментарий:
В этом случае энергия сознания, или Пуруша, пребывает в своей собственной форме как в состоянии абсолютной обособленности. Однако при актуализированном сознании она не представляется таковой, хотя в действительности это так.
— Почему же тогда это происходит?
— В силу того, что объекты показывают себя Зрителю
vrttisarupyamitaratra ||4||
Перевод:
В других случаях — сходство с деятельностью сознания.
Комментарий:
Пуруше в актуализированном состоянии свойственна деятельность, которая не отличается от деятельности сознания. Так, в сутре сказано: «Существует лишь одно проявление для обоих, и это проявление есть знание».
Сознание — словно магнит, действующий одним лишь фактом своей близости; благодаря свойству быть наблюдаемым оно становится собственностью Пуруши, своего господина. Поэтому безначальная связь Пуруши с сознанием и есть причина постижения им содержаний деятельности сознания.
Тем не менее эта деятельность сознания, будучи многообразной, должна быть прекращена.
Сделай мир лучше! Расскажи об этом ВСЕМ! |
Сутра I.1
atha yogānuśhāsanam
Теперь – завершающее учение Йоги.
Комментарий Вьясы
Слово «теперь»а использовано в смысле достижения. Смысл «завершающегоб учения йоги» следует понимать как: «первая часть науки йоги была реализована». Йога – это Духовное Поглощение (Самадхи). Это – характеристика ума, пронизывающего все свои уровнив. (1) Буйный (Кшипта), (2) Забывчивый (Мудха)г, (3) Колеблющийся (Викшипта)д (4) Однонаправленный (Экагра) и (5) Сдержанный (Нируддха) – эти (пять) – уровни ума.
Там, в колеблющемся умее, размышление, будучи подчиненным определенному занятию, не находится на стороне Йоги. С другой стороны, это (размышление), которое, присутствуя в однонаправленном уме, освещает существующую реальность, разрушает болезненности, ослабляет узы действий и производит Сдержанность, называется Познающее Духовное Поглощение. Более того, оно сопровождается Размышлением (Витарка), Ясным Видением (Вичара), Радостью (Ананда) и Эгоизмом (Асмита). Мы объясним все это позднее. Но Сверх-Познавательное Духовное Поглощение возникает по прекращении всех процессов.
Примечания Бенгали Бабы
аСлово «Йога» означает весь Ход Действия, от своего Начала в Материальном Действии до Завершающего Конца в Духовном Поглощении. Дхарма-Сутра предшествует Йога-Сутре. Поэтому, слово «теперь» использовано в афоризме с целью показать стандарт подготовленности к получению прибежища в Духовном Действии, т.е. осуществление Опыта делает человека подготовленным к стадии Освобождения. Другими словами, исполнение обязанностей, предписанных Дхарма-Сутрой, привносит необходимые совершенства в ум, стремящийся к Духовному Поглощению.
бИз этого ясно, что Патанджали не является автором йоги. Йога снизошла от Владыки Сотворения; Патанджали просто разъяснил ее систематическим образом.
вЭто указывает на царскую природу йоги; она может проходить через все уровни ума. Царь может ходить повсюду в своем царстве, но обычный человек не может войти во дворец. Аналогично, однонаправленный ум может путешествовать через все три низших уровня.
гСостояние ума во сне или в обмороке и т.п., где есть нехватка познавательной способности – второй уровень.
дВикшипта означает специфически задействованный, т.е. служебный ум; он работает между двумя концами – неудача или успех, и, как в случае математика или ученого, его ум не однонаправлен. Это называется Колеблющийся ум.
еОтсюда ясно, что два предыдущих уровня были включены в третий.
Сутра I.2
yogaśh chitta-vṛtti-nirodhaḥ
(Конечная цель) йоги – сдерживание (ограничение) процессов ума.
Комментарий Вьясы
Этот афоризм начинается с целью дать определение Йоги: Йога –сдерживание ( ограничение) процессов ума. При неиспользовании слова «всех», Познавательно-Духовное Поглощение (самадхи с семенем) также называется Йогойа. Ум, фактически, обладает тремя Энергиями, поскольку он имеет качества светимости, активности и инерции. Сущность ума (интеллект), которая имеет вид светимости, будучи смешанной с активной и инертной Энергиями (Раджас и Тамас), приобретает пристрастие к силе и объектам чувств (1). Она же, будучи смешана с только инертной энергией (Тамас) приходит в состояние нехватки своей добродетели, отсутствия своего знания, отсутствия своей непривязанности и силы (2). Она же, под покровом невежества, разрушенная и освещенная со всех сторон, будучи смешанной с активной энергией (Раджас), следует своей добродетели, знанию, непривязанности и силе (3). Она же, будучи свободной от последнего загрязнения Активной Энергии (Раджас), становится утвержденной в себе и, будучи единственным раскрытием различия между Сущностью (интеллектом) и Пурушей, достигает состояния медитации, известного как Облако Добродетели (Дхарма Мегха) (4). Созерцающие называют это уплатой Последнего Долга (Парама Прасанкхйана)б.
Сила Со-Знания (Пуруша)в неизменен, неподвижен, имеет сферу объектов, представленную ему, чист и бесконечен; а сила Субстанции (Буддхи) состоит из Энергий и, таким образом, противоположна Тому (Пуруше), – это распознавание различия является «Интеллектуальным Откровением» (Вивека кхйати). После этого, ум, будучи недовольным этим (состоянием), сдерживает даже это Откровение. В этой ситуации ум становится соединенным с последней привычной потенциальностью (Самскарой). Это – Духовное Поглощение Без-семени (5)г. «Сверх-Познавательное» означает «там ничего не познается». Эта Йога, сдерживание процессов ума, – двойная.
Примечания Бенгали Бабы
аЕсли слово «всех» будет поставлено перед «процессами ума», то Познающе-Духовное Поглощение не будет находиться на стороне Йоги, потому что в этом Духовном Поглощении ум отказывается от своих демонстративных процессов и действует через сдерживающие функции (Й.С. Ill 9-12).
бЭто – последний предел Действия, известного как состояние Садханачатуштайа-сампанна (завершенное четырьмя типами практик) Господа Шанкары и называемое по-другому Материальная Свобода (карйа-вимукти). Дхира, Брахма-бхута, Стхита-праджна, Брахми-стхити, Санкхйа – только различные синонимы, используемые в Бхагавад Гите.
вCit =Чистое Со-Знание: Citiḥ = Со-Знание; Caitanya =Сознание; Cetana = Сознательный; эти термины будут технически использоваться здесь.
гОни являются пятью соответствующими уровнями, как было описано в предыдущем афоризме. В описании второго уровня ума, мы должны заметить, что в этом случае ум достигает состояния неактивности, которое не имеет связи с приобретением добродетели, порока и т.п., поскольку они приобретаются только с помощью Активной Энергии. Последний уровень ума известен как Брахма-нирвана, Конечное Освобождение, Высшая Цель, Бессмертие и т.п. в Гите. Это – предмет Брахма-Сутры, называемый «Духовная Свобода» (читта-вимукти). Он самопроявлен и не зависит ни от какого действия.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.