Многоликая Йога →
Аджапа-гаятри. Свами Лакшманджу.

Объяснение практики медитации аджапа-гаятри(ajapā-gāyatrī), из книги
«Самореализация в кашмирском шиваизме, устные поучения Свами Лакшманджу» Беседы по практике, страница 38
madhyamaṁ prāṇamāśritya
prāṇāpānapathāntaram /
ālambhya jñānaśaktiṁ ca
tatsthaṁ caivāsanaṁ labhet //
Netra Tantra VIII:11
«На пути Вашего дыхания постоянно поддерживайте полную концентрацию на центре вдоха и выдоха. Это и есть внутренняя асана.»
Я расскажу Вам относительно природы асаны (āsana). Хотя под асаной в общем случае понимается принятая поза для медитации, это тем не менее не есть суть асаны. Когда Я использую слово 'асана' Я не имею ввиду различные позы асан такие как например Падма (Padma āsana), Ваджра (Vajra āsana), Свастика (Svāstika āsana) или Бхадра (Bhadra āsana) асаны. Под асаной я понимаю нечто другое, и это то что я хочу объяснить Вам. Сперва позвольте мне сказать по поводу дыхания: о вдохе, и выдохе. Дыхание чрезвычайно важно в медитации; особенно центральное дыхание (madhyama-prāṇana), которое есть ни прана (prāṇa) ни апана (apāna). Это центральные точки между вдохом и выдохом и выдохом и вдохом. Эти центральные точки не могут удерживаться физическими средствами как материальный объект может удерживаться рукой. Эти центры между вдохом и выдохом (и выдохом и вдохом) могут удерживаться только знанием (jñāna); Когда эти центральные точки удерживаются постоянно в сознании (anusandhāna), это означает что Вы находитесь в асане в истинном понимании асаны. Асана таким образом, это постепенное зарождение в ученике осознания которое сияет в центральной точке между вдохом и выдохом.
Эта осознанность не обретается тем кто полон предубеждений, зависти и алчности. Такой человек не может концентрироваться из-за своих негативных качеств. Предварительное условие для этого выдающегося достижения это очищение внутреннего эго. Эго должно стать кристально чистым. После того как Вы очистили Ваш ум от всех предубеждений и начали концентрироваться в центральных точках, вот тогда Вы находитесь в асане.
prāṇādisthūlabhāvaṁ tu
tyaktvā sūkṣmamathāntaram /
sūkṣmātītaṁ tu paramaṁ
spandanaṁ labhyate yataḥ //
prāṇāyāmaḥ sa nirddiṣṭo
yasmānna cyavate punaḥ //
Netra Tantra VIII:12-13
«Когда вдыхая и выдыхая Вы продолжаете поддерживать Вашу концентрацию на центральной точке между вдохом и выдохом Ваше дыхание самопроизвольно станет всё более и более совершенным. В этот момент Вас переносит в другой мир. Это и есть пранаяма (prāṇāyāma).»
После вхождения в асану медитация возникает как совершенная практика пранаямы. Пранаяма не означает энергичное вдыхание и выдыхание подобное мычанию животных. Подобно асане пранаяма это внутреннее ощущение и она очень тонка. Есть неразрывная связность в переходе Вашего осознания с точки асаны в практику пранаямы. Когда посредством концентрации Вы установились в асане, Вы автоматически входите в практику пранаямы.
Наши мастера указывают на то что существует 2 практики асаны-пранаямы: чакродая (cakrodaya) и аджапа-гаятри (ajapā-gāyatrī). В практике аджапа-гаятри Вы поддерживаете полную концентрацию на центральных точках, в то время как дышите медленно, спокойно и тихо. В практике чакродая Вы также поддерживаете полную концентрацию на центральных точках между вдохом и выдохом, но дышите спокойно, медленно и со звуком.
Аджапа-гаятри таким образом это анусадхана(те концентрация на центральной точке между вдохом и и выдохом) и медленным, тихим движением дыхания. Вдох и выдох должны быть такими медленными и чрезвычайно тихими, что даже Вы не сможете услышать собственное дыхание. Для иллюстрации этой формы пранаямы Парамананда сказал:
ast ast khast pañcālasīy
so’haṁ bhairavabhālāsiy /
ṭokh yuthna ati lagi lālasiy
mana sthira kara pūjona prabhu //
Высказывание кашмирского святого:
«Вы должны подняться на гору известную как Панкала. Эта гора Бхайравы, состоящая из славы Божественного Сознания и наполнена мантрой „Со-Хам“ Этот подъём, который начинается после концентрации Вашего ума на Божественном Сознании и должен выполняться очень медленно и осторожно, так что бы сокровище лежащее на вершине и которое является Вашей целью, будет сохранено и не разрушено.»
Ваша концентрация во время этого восхождения должна быть сильной и неразрывной. Вы должны поддерживать ничем не нарушаемое движение дыхания. Оно должно быть медленным, неслышным и размеренным (без пауз и учащений). Неразрывность этого движения чрезвычайно важна и должна поддерживаться с полной концентрацией в центральных точках. Вы должны поддерживать полную концентрацию на точке где вдох достигает своего пика и рождается выдох. И так же Вы должны концентрироваться на конечной точке выдоха, месте рождения вдоха. Практика аджапа-гаятри не позволяет пропускать ни одного дыхания, Ваша концентрация должна быть неразрывной и зафиксирована на центральных точках тихо и медленно текущего дыхания. Это и есть аджапа-гаятри анусадхана.
Источник.
Перевод Дмитрий Алексеев.
Сделай мир лучше! Расскажи об этом ВСЕМ! |
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.