Харе Кришна →  О том, как Кали стала Кришной.

Автор статьи: Андрей Игнатьев

Удивительная Махабхагавата-пурана

Сейчас занялся переводом Махабхагавата-пураны. Это пурана относится к разряду упапуран, именуемого шакта-пураны, к которому также принадлежат Девибхагавата-, Калика-, Деви — и Чанди — пураны (первые две уже переведены мною). Все эти тексты были созданы в восточной части Индии, где в свое время процветал шактизм. В самом тексте МБхП она именуется исключительно пураной, но никогда упапураной, а в Брихаддхарма-пуране МБхП присутствует в списке восемнадцати упапуран.

Автор МбхП, скорее всего, жил в восточной части Бенгалии, примыкающей к Камарупе (Ассаму). Это подтверждается следующими фактами:

1) Автор МБхП посвящает несколько глав прославлению Камарупы, именуемой лучшей из пятидесяти одной питх;

2) Сообщается, что Ганга сначала собиралась нести свои воды по Камарупе, но затем из-за мудреца Джахну отказалась от этого намерения;

3) Описание обрядов осеннего Наваратри соответствует бенгальским традициям;

4) Почти все манускрипты МБхП были найдены в Бенгалии, преимущественно в ее восточной части, и написаны они бенгальским письмом;

5) Только бенгальские авторы ссылаются на МБхП или приводят цитаты из нее;

6) Манускрипты с отдельными записями Наваграха-кавачи, Бхагавати-гиты, Шива-сахасранама-стотры и Камакхья-кавачи, являющихся частями МБхП, находили на всей территории Бенгалии. Собрания этих текстов хранятся в университете города Дакка и Азиатского общества Бенгалии.

Что касается времени создания МБхП, то автор предисловия утверждает, что она была составлена не позднее 12 века и аргументирует свое мнение тем, что она упоминается в Брихаддхарма-пуране, составленной, по его утверждению, не позднее середины 14 века. На самом деле, более распространено мнение, что Брихаддхарма-пурана была создана в 16 веке.

Богиня почитается в МБхП прежде всего как Кали, также как в ДБхП ее главной формой является Бхуванешвари. Кали является Парабрахманом, также как и высшей Пракрити (Мула-Пракрити). Также Кали – божественная супруга и шакти Шивы. Она пребывает на Кайласе, которая превозносится как самое священное место на земле и одновременно имеет свою собственную обитель. Пурана содержит описание этой обители Кали. Это город, со всех сторон окруженный океаном сладкой воды и обнесенный стеной из драгоценных камней. Кали пребывает в центре этого города, восседая на троне, стоящим на львах. Богине прислуживают шестьдесят четыре йогини, и также здесь присутствует множество Брахм, Вишну и прочих богов, жаждущих лицезреть высшую Богиню. Схожее описание обители высшего женского Божества содержится в двенадцатой книги ДБхП.

Кали имеет множество ипостасей. В пуране речь идет прежде всего о трех манифестациях Кали: 1). Дочь Дакши; 2). Супруга Шивы; 3). Кришна. Упоминаются также десять махавидий и дается их иконография. Касаемо питх называется только их число – 51 и приводится название лишь одной – Камарупа.

В МБхП сильно тантрическое влияние. Если ДБхП на первое место ставит авторитет Вед, то МБхП склонна признавать равнозначность Вед и Тантр. Как утверждает Деви: «О Шанкара, Агама и Веда это две моих руки, которыми я поддерживаю всю вселенную». Автор МБхП стремится создать шактистские версии всех основных преданий индуизма. Поэтому пурана содержит своего рода шактистскую Рамаяну, шактистскую Махабхарату и шактистскую Кришна-катху. Так в МБхП Рама совершает осенью поклонение Деви, и отсюда берет начало праздник Наваратри. Но мало того, Равана также оказывается почитателем Богини, покинувшей Ланку после похищения Ситы. Впрочем, в некоторых других пуранах тоже рассказывается, что Рама почитает Дургу и одолевает Равану с ее помощью, но вот версия сказаний о Кришне может даже кого-то шокировать.

Согласно МБхП, однажды Шива попросил выполнить Кали одно свое желание. Оказывается, он захотел, чтобы он сам обратился в женщину, а она – в мужчину. Кали согласилась, и тогда они родились на земле:

Кали в образе Кришны, а Шива в образе Радхи.

При этом воплощение Кали в образе Кришны преследовало две цели:

1. Наслаждаться любовью с Шивой,

2. Уничтожать нечестивых царей.

В МБхП описываются любовные забавы Кришны (Кали) и Радхи (Шивы), при этом сообщается, что на Аяну, законного мужа Радхи, сразу же после женитьбы на ней Шива насылает мужское бессилие, и таким образом, любви Кришны и Радхи никто не мешает.

Такая инверсия (перемена ролей) встречается еще раз в МБхП в мифе о перерождении Кали как Парвати. После гибели Сати Шива в Камарупе предается подвижничеству, чтобы вновь обрести ее в жены (в традиционных версиях подвижничество совершает богиня).

Язык МБхП достаточно прост, и я читаю ее, практически не прибегая к словарям. Начал я работу с версии Рамаяны, содержащейся в пуране.

Андрей Игнатьев
2


Сделай мир лучше!
Расскажи об этом ВСЕМ!

Хотите скопировать статью на свой сайт (блог)? - Без проблем!
Не забудьте поставить _обратную ссылку_ на Vaikuntha.Ru !!!!



Вставка изображения
Файл:
Ссылка:
Выравнивание:
Описание:
комментарии(39): 
admin 10 октября 2012, 17:52 #
0 
Я перенёс эту публикацию в коллективный блог, чтобы интересующаяся данной тематикой аудитория (подписанная на обновления в этом блоге) была в курсе.
admin 10 октября 2012, 17:54 #
0 
Ещё по теме:

«О том, что Кришна воплощение Кали написано в Тодала-тантре:

»В образе Кришны воплощалась сама Бхагавати Кали« (10.11)

О единстве Кали и Кришны в Тарабхактирахасья-тантре:

»В кали-югу — Кали, в кали-югу — Кришна, в кали-югу — Гопала-Калика.
Какова Кали, такова и Тара, какова Кали, таков и Хари(Кришна).« (2.11)»
admin 10 октября 2012, 17:57 #
0 
Ещё:

http://www.shivashakti.com/krishna.htm
Здесь говорится о том, что Кришна-это не кто иной, как Сама Богиня Кали.
(на английском языке.)
Перевод фрагмента из указанного источника:

«Существует прямая связь между Даша Махавидья и десятью главными аватарами (воплощениями) Вишну. Так, согласно „Гухьятигухья-тантре“ и „Тодала-тантре“, Кали проявляет Себя в аватаре Кришны, Чхиннамаста — как Нрисимха, Камала (Махалакшми) — как Будда, Шодаши (Трипурасундари) — как Парашурама, Бхуванешвари — как Вамана и т.д. Таким образом, преданные-вайшнавы (поклонники Вишну), знают они это или же нет, фактически совершают поклонение Самой Кали, когда почитают Кришну или иные проявления и аватары Господа Вишну, который, в свою очередь, — лишь частичное проявление безгранично великой Шакти. Не случайно, что за последние несколько веков кришнаитская ветвь вишнуизма получила широкое распространение в Индии, а с конца 60-х годов этого столетия — и во всем мире. В кали-югу именно почитание Кришны становится господствующей формой вишнуизма, т.к. Кришна — проявление Кали, а из всех Махавидья и других форм Богини-Матери именно Кали почитается как центральный и главный (и часто вообще единственный!) объект Богопочитания в век кали. „Только Кали должна почитаться в кали-югу“ (калау Кали ту кевала), — говорится в „Шакта-прамоде“, известном собрании ритуальных текстов Тантры. Именно из-за своей глубинной эзотерической связи с культом Кали вайшнавское почитание Кришны имеет некоторую силу. Вайшнавы, достигшие определенных благих заслуг в преданном служении Кришне и удостоившиеся особой милости Шри Радхи, его шакти, нередко легко и естественно склоняются к следованию Тантрическому Пути, ибо лишь на этом Пути преданное служение Богу возможно во всей полноте. „
SadaaShiwa_Brahman 10 октября 2012, 19:20 #
0 
Каливиласа-тантра (24.4)

«Богиня Тара – образ Нилы, Багала – образ Курмы, Дхумавати – Варахи, а Чхиннамаста – Нрисимхи. Бхуванешвари – образ Ваманы, а Матанги – образ Рамы, Трипура – Парашурамы, а Бхайрави – Балабхадры. Махалакшми воплощалась Буддой, а Дурга воплотится как Калки. В образе Кришны воплощалась сама Бхагавати Кали».
SadaaShiwa_Brahman 10 октября 2012, 19:23 #
1 
«Уничтожающая всех врагов Кали была булавой.»

КРИШНА-УПАНИШАДА, Атхарваведа, группа упанишад – вайшнава.
777 12 октября 2012, 01:00 #
0 
Пожалуй единственный источник заслуживающий внимания по данному вопросу, из всех перечисленных.
SadaaShiwa_Brahman 10 октября 2012, 19:24 #
0 
Парвати-деви говорит Шиве: «В Голоке (духовном мире Кришны) я — Шри-Радха, в мире Вайкунтха (обитель Вишну) я — Камалатмика (Лакшми), в мире Брахмы я — Сарасвати, в обители Шивы (Кайласа) я — Парвати, в Митхиле я — Джанаки (Сита-деви), в Двараке я — Рукмини (супруга Кришны)». (Мундамала-тантра)
SadaaShiwa_Brahman 10 октября 2012, 19:25 #
0 
Саммохана-тантра говорит, что Дурга и Радха (любимая подруга Кришны) — это формы единой Шакти, которая проявляет себя как Радха, Тригунатмика или Дурга (йад вайбхаван махалакшми радха нитья парадвайя). В некоторых тантрах она отождествляется с Вишну.
SadaaShiwa_Brahman 10 октября 2012, 19:26 #
0 
В Брахманда-тантре говорится: «Поклоняющиеся Вишну (вайшнавы) медитируют на Нее, имеющую образ прекрасного темно-синего Кришны или четырехрукого Вишну, любимого Богиней Лакшми, очаровывающего разум».
SadaaShiwa_Brahman 10 октября 2012, 19:27 #
0 
В 34-й главе Тантрараджа-тантры рассказывается, что Деви явила себя в мужском образе (пумрупа) вместе со своими шакти (восемь энергий, символизирующие восемь мистических сил) в форме Кришны (кришна-виграха) и его подруг гопи (пастушек).
SadaaShiwa_Brahman 10 октября 2012, 19:28 #
0 
Радха-тантра (гл.15) говорит, что «темное тело Кришны есть сама Кали, пронизывающая весь мир (сваям кали джаган-майи)». Во второй главе этой тантры указывается, что имя Кришны означает Трипура-бхайрави, которая является божеством (мантра-девата) хари-нама-мантры (известной как харе-кришна-мантра).
SadaaShiwa_Brahman 10 октября 2012, 19:29 #
0 
В тантрах также говорится, что Шри-Кришна и Дурга-деви представляют единое целое и неотличны друг от друга:

Йах кришна сайва дурга сьят
йа дурга кришна эва сах
анайор антара-дарши
сансаран на вимучьяте

«Кришна — это Дурга, Дурга — это Кришна, Тот, кто видит в них различие, не освобождается от сансары». (Гаутамия-кальпа)
SadaaShiwa_Brahman 10 октября 2012, 19:32 #
0 
Десять основных воплощений (аватара) Вишну являются различными формами (махавидья) Бхагавати Кали. «Тара Деви имеет форму Матсья-аватары, Вагаламукхи — это Курмамурти, Дхумавати — это Вараха, Чхиннамаста — это форма Нрисимхи, Бхуванешвари — Вамана, Матанги — Шри-Рама, Трипура — Джамадагнья (Парашурама), Баладева — это Трипурабхай-рави, Будда — это форма Махалакшми, Дурга — это Калки-аватара, а сама Бхагавати Кали имеет форму Кришны». (Тодала-тантра 10.8-10)
SadaaShiwa_Brahman 10 октября 2012, 19:36 #
0 
В «Тара-рахасье» Шри Брахмананды Гири сказано:

«kalau kAlI kalau kR^iShNaH kalau gopAlakAlikA»

(«В кали-югу — Кали, в кали-югу — Кришна, в кали-югу — Гопала-Калика»).
SadaaShiwa_Brahman 10 октября 2012, 19:36 #
0 
Йони-тантра говорит, что Калика приняла образ Кришны, спрятав свою Йони в павлинье перо на Его голове (майура-мукута).
SadaaShiwa_Brahman 10 октября 2012, 19:37 #
0 
в Каливиласа-тантре (например, 24.4) Кришна именуется сыном Кали и Владыкой над 6 ликами Шивы (28.23-26).
SadaaShiwa_Brahman 10 октября 2012, 19:39 #
0 
Стоит упомянуть, что многие Учителя (Шри Рамакришна, Ауробиндо Гхош и др.) говорили о единстве Кришны и Кали.
SadaaShiwa_Brahman 10 октября 2012, 19:40 #
0 
В одной из тантр (тантрического сборника) Шакта-прамоды утверждается, что «только Кали должна быть почитаема в кали-юге (калау кали ту кевала)». «Нет другой видьи (мантры шакти) в кали-юге, кроме нее».
SadaaShiwa_Brahman 10 октября 2012, 19:46 #
0 
В Шива-агаме сказано: «Шакти — это Шива, Шива — это Шакти. Шакти — это Брахма и Джанарданва. Шакти — это солнце, луна и светила. Весь мир — это тело Шакти (шакти-рупам джагат сарвам)».
jatatreya 12 октября 2012, 18:43 #
0 
скандалы, интриги, расследования )

опять ктото запутался в абсолютных и относительных величинах )
Кали Ма это Кали Ма, Кришна это Кришна, Шива это Шива в относительных координатах.
В абсолюте — Кали Ма это конечно же и Шива и Кришна и все все все )
SadaaShiwa_Brahman 12 октября 2012, 20:20 #
0 
Ничего подобного, просто цитируем по определенным темам. Нам часто говорят, (те кто не знает) — приведите ссылки. Вот они. Ничего тайного и ничего личного.
jatatreya 12 октября 2012, 20:22 #
0 
я как бы про Андрея Игнатьева и говорил )
SadaaShiwa_Brahman 12 октября 2012, 20:33 #
0 
Я понимаю. Но он приоткрывает завесу, которую в некоторых кругах от нас скрывают. Я думаю, чем больше будет переведено книг с санскрита на русский — тем лучше.
Много полезной информации. Я принимаю всё и после на основе всего принятого анализирую и делаю свои выводы. Я не сторонник гуруизма. У меня один Гуру.
jatatreya 12 октября 2012, 20:40 #
0 
Сати (санскр. सती, также Дакшаяни) — дочь Дакши и жена Шивы, описываемая в пуранической литературе индуизма. — это из википедии. Она же Парвати. А тут еще и Кали Ма оказывается. И он же Кришна.
Скандалы, интриги, расследования.

После этого обычно к адвайте приходят )
SadaaShiwa_Brahman 12 октября 2012, 20:46 #
0 
Я Вас понимаю.
Согласно Параша Хора Шастры Кришна пришел с Луны и после смерти ушел снова на луну.
SadaaShiwa_Brahman 12 октября 2012, 20:47 #
0 
Т.е. я Кришну считаю аватарой Господа Вишну, и Кришна выполнил ту миссию, которую на Него возлагали свыше и сниже. :-)
jatatreya 12 октября 2012, 20:52 #
0 
Ну да… причем здесь Кали Ма )
раз речь о дуальном мире. У всех своя функция. Название у олицетворений разных энергий — разные. Понятно что электрический ток — это одно. Но он бывает переменный и постоянный и трехфазный. И тут сенсация от Андрея Игнатьева — переменный ток и постоянный — это одно и тоже!
SadaaShiwa_Brahman 12 октября 2012, 23:32 #
0 
В данном случае он говорит что он является непосредственно током в любом случае. Я как бы это понимаю. Я сам гооврю о том, что Кали явилась для уничтожения демонов. К примеру я Кали не поклоняюсь. По теории Кали поклоняются демоны, прося прощения и снисхождения. Я же поклоняюсь Дурге. Это скрытая Богиня и имеет иную миссионерскую природу (энергию) по сравнению с Парвати, Сати или Кали.
Но стержень, Основа у них одна выступающая в разных аспектах.
Нам это объясняли так:
Для кого-то я внук и сын, а для кого-то я муж или друг, для кого-то я отец или дедушка, для кого-то я вратарь сборной и так далее, а Личность остается одна и та же.
jatatreya 13 октября 2012, 00:16 #
0 
Да, обьяснение хорошее.
Так делить можно бесконечно разнообразно, затрагивая разные аспекты, физиологические, социальные, психологические…
Мне вообще кажется что все индийские боги — это Шива, в разных настроениях )
admin 13 октября 2012, 18:37 #
0 
Различные Шакти Шивы в различных комбинациях. :)
SadaaShiwa_Brahman 12 октября 2012, 20:48 #
1 
А вообще, это хорошая мысль:
«После этого обычно к адвайте приходят»

Может быть суть Писания именно в этом?
777 14 октября 2012, 18:21 #
0 
Суть монистических шастр именно в Адвайте, это давно замечено, здесь нет сомнения.

Но куда вы денете теистические писания — Иша, Шветашватара и некоторые иные Упанишады, Бхагавад-гиту?
SadaaShiwa_Brahman 14 октября 2012, 18:52 #
1 
Это подготовительный материал. Тем более, что я не рассматриваю Гиту отдельно от Махабхараты.
777 14 октября 2012, 18:57 #
0 
Что значит «подготовительный материал» — когда речь идет о Метрических Упанишадах?
SadaaShiwa_Brahman 14 октября 2012, 19:20 #
2 
Это означает, что последовательное изучение материала приводит к окончательному выводу. Это как в школе, есть 1 класс, а есть и 10 класс. Принцип: — От простого к сложному.
777 14 октября 2012, 19:32 #
2 
Хм, не задумывался над этим.
SadaaShiwa_Brahman 12 октября 2012, 20:35 #
0 
Я к примеру сейчас вижу, что Антон Кузнецов сделал много ошибок в «Парашара Хора Шастре» переводя текст с английского. Хотелось бы вникнуть поглубже в эту науку.
mahendro 9 марта 2013, 19:42 #
0 
Отождествление Кали и Радхи — вещь, можно сказать общепризнанная, в т.ч. и среди вайшнавов, и подтвержденная шастрами. Но с Кришной… Тут все-таки требуется уточнение, что Он един со Своей Шакти, хотя они могут выглядеть и действовать по-видимости как отдельные сущности, и даже противоположные…
Шакты конечно в основном считают что все — это только Кали-Ма, Дурга-Ма и другие формы Матери, но такое впечатление, что Сама Она так не считает…
Духовые феминисты…
admin 12 марта 2013, 01:24 #
0 
Она сама говорит об этом в Дэви Бхагавата Пуране. Вот ссылка.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.